Публиченко Наталья Викторовна, воспитатель Частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 244 ОАО "РЖД"

Программа кружка "Всезнайка"

Пояснительная записка

 

Душа ребенка – пламенный сосуд,

Прозрачны стенки, совершенны формы,

Но от того, чем мы его  наполним,

Зависит будущего человека суть.

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечь эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный

кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. Если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация подготовки детей к школе.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в, свойственных для них, привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Взрослым необходимо помнить, что чтение, письмо, математические навыки – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического, интеллектуального). Развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей.

Проблема раннего обучения детей существовала и в 19 веке и, перешагнув через столетие, существует до сих пор. Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе (по их мнению – это овладение умением читать и писать).

Дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, у первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой.

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети и родители с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.

Одним из подходов, которые помогают воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада. Это позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Кружковая работа – это деятельность детей, которая организуется в свободное от занятий время, обычно во второй половине дня. Занятия в кружках, и студиях позволяют ребёнку раскрыться, а взрослым увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов!

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по подготовке детей к школе.

Возрастной диапазон  – 5 -7 лет.

Продолжительность обучения – 2 года.

Количество часов – 64 (76) (2 раза в неделю)

Продолжительность занятия – 25-30 минут.

 

Цель программы -

  

Всестороннее  гармоничное развитие детей, подготовка  их к переходу на качественно новый этап развития от игровой к учебной деятельности, в соответствии с запросами и требованиями современной школы, в рамках реализации нового образовательного стандарта второго поколения, позволяющих детям в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

 

Задачи:

v Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость,  организованность, самостоятельность, аккуратность;

Формировать культуру общения друг с другом;

v Обучающие:

Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;

Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;

Развитие мотивации к учебной деятельности.

v Развивающие:

Прививать ответственное отношение к учебе;

Активизировать творческий потенциал;

Развить умения и навыки,  необходимые для занятий в начальной школе;

Развивать память, мышление, воображение.

Принципы построения программы:

 

v Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей

v Доброжелательный климат

v Недопустимость менторской позиции и порицания

v Положительная оценка любого достижения ребенка

v Проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста

v Занимательность

v Наглядность

 

Программа состоит из следующих разделов:

v «От звука к букве»  Е.В.Колесникова

v «Математические ступеньки» Е.В.Колесникова

Учебно-методическое обеспечение программы:

v «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е.В.Колесникова

v «Математика для детей 5-6 лет» Е.В.Колесникова

v «Математика для детей 6 -7 лет» Е.В.Колесникова

v Тетради на печатной основе «От А до Я» Е.В.Колесникова

v Тетради на печатной основе «От слова к звуку» Е.В.Колесникова

v Тетради на печатной основе «Я считаю до 20» Е.В.Колесникова

Условия реализации программы

 

v Количество детей в группе 5-6 лет - 10 человек

v Количество детей в группе 6-7 лет - 9 человек

v Занятия организуются на базе детского сада  в течение всего учебного года

v Временная структура -  два раза в неделю с  25-30 минутными занятиями

v Гигиенические требования по  организации обучения детей

1. каждый ребенок обеспечивается удобным рабочим местом за партой, в соответствии с его ростом и состоянием здоровья

2. в комнате боковое левостороннее естественное освещение

3. искусственное освещение соответствует государственным гигиеническим требованиям к нему

4. во время занятий  обязательно проводятся физминутки, гимнастика для глаз, динамические паузы с целью профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения детей

5. перед каждым занятием осуществляется влажная уборка помещения и сквозное проветривание

6.  на занятии осуществляется смена видов деятельности, а все темы изучаются в ходе разнообразных игр, что соответствует возрастным особенностям дошкольников

 

Диагностика и ожидаемые результаты

Работа по программе показывает позитивные результаты в уровне развития детей  (психическом, социальном, мотивационном) и их готовности к обучению в школе.

На последних занятиях  проводится групповая и индивидуальная диагностика готовности ребенка к школьному обучению.

1 год обучения

 

На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

· развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);

· развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);

· формирование графических навыков

Изучение материала проходит блоками:

1блок - Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги.

2 блок - Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными.

В 4-5 летнем возрасте заметно увеличивается словарный запас детей за счёт слов, обозначающих свойства и качества предметов. К 5 годам словарный запас составляет около 2000слов.

В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться в окончаниях слов, начинают активно использовать предлоги.

Речь становится связной и последовательной. Развивается как диалогическая речь, так и монологическая. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.

«От слова к звуку»

 

Цели и задачи

 

1. Подготовка детей к обучению грамоте, создание благоприятных предпосылок для формирования аналитико-синтетической активности, совершенствование связной речи ребенка

2. Развитие

v связной речи

v фонетического слуха

v творческого мышления

v мелкой моторики движений

v мышц двигательного аппарата руки

v двигательных  и зрительных факторов как единого целого действия

Направления работы

 

1. развитие фонематического слуха

2. развитие графических навыков с целью подготовки руки к письму

3. развитие основных видов движений (упражнение для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук)

Содержание курса

1. Развитие фонематического слуха

 

Знакомство с терминами «слово» и «звук»

Знакомство с тем что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже

Уточнение и закрепление правильного произношения звуков изолированно, в словах и во фразовой речи;

Учить делить слова на слоги, простейшему моделированию.

Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные;

Определять и изолированно произносить первый звук в слове;

Называть слова с заданным звуком;

Ознакомление со способами интонационного выделения звука в слове

Работа по произвольному регулированию темпа речи, силы голоса, речевого дыхания

Продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения.

2. Развитие графических навыков

 

Продолжать рисовать вертикальные и горизонтальные линии;

Рисовать округлые линии

Рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии

Заштриховывать различные предметы

3. Развитие основных видов движений (различные виды упражнений способствующие развитию произвольных движений пальцев и кисеей рук)

 

Пальчиковые игры

Росчерки

 

К завершению подготовки к обучению  дети должны:

v Правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие либо звуки необходимо обратиться к логопеду)

v Различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;

v Делит слова на слоги

v Дифференцирует  твердые и мягкие согласные, называет их изолированно

v Произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание

v Рисует вертикальные, горизонтальные и округлые линии, может штриховать несложные предметы

v Выполняет упражнения для пальцев и кистей рук

 

 

«Математические ступеньки»

 

Цель

 

Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка к школе.

Задачи

v Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

v Увеличение объема внимания и памяти.

v Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

v Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

v Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

v Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

v Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

 

 

Количество и счет.

Закрепить представление о числах и цифрах до 5. Дать представление о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств. Продолжать учить:

считать по образцу и названному числу;

 понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направле­ния счета.

Учить:

 воспроизводить количество движений по названному числу;

писать цифры от 1 до 10;

отгадывать математические загадки;

 записывать решение задачи (загадки) с помощью мате­матических знаков и цифр;

составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на нагляд­ном материале;

из неравенства делать равенство;

 различать количественный и порядковый счет в преде­лах 10;

 устанавливать соответствие между количеством предме­тов и цифрой;

решать логические задачи на основе зрительно воспри­нимаемой информации.

Познакомить:

 со стихами, загадками, считалками, пословицами, в ко­торых упоминаются числа и другие математические по­нятия (части суток, дни недели, времена года);

математическими знаками +, -, —, <, >.

Геометрические фигуры.

 

Закрепить:

 знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, тре­угольник, прямоугольник, овал);

 умение видеть геометрические фигуры в формах окру­жающих предметов.

Познакомить:

— с геометрической фигурой — трапецией;

— тетрадью в клетку.
Учить:

 преобразовывать фигуры (путем складывания, разреза­ния, выкладывания из палочек);

 рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометричес­ких фигур;

 выкладывать из счетных палочек геометрические фигу­ры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, тра­пецию), символические изображения предметов (домик, лодка, елочка).

 

Величина

 

Учить:

— располагать предметы в возрастающем и убывающем по­рядке по величине, ширине, высоте и толщине, упо­треблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький; широкий, уже, еще поуже, самый уз­ кий; высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);

делить предмет на 2, 4 и более частей;

 понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
 Развивать глазомер.

Ориентировка во времени.

 

Закреплять и углублять временные представления о час­тях суток, временах года.

 Учить называть последовательно дни недели, определять,  какой день недели был вчера, какой будет завтра.

Знакомить с названиями месяцев.

Ориентировка в пространстве.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.  Учить:

 обозначать словами положение предмета по отношению
 к себе, другому лицу;

ориентироваться в тетради в клетку.

 

Логические задачи.

Продолжать учить решать логические задачи на сравне­ние, классификацию, установление последовательности собы­тий, анализ и синтез.

 

 

 

К завершению подготовки к обучению  дети должны

 

- считать по образцу и названному числу в пределах десяти;

-  понимать независимость числа от пространственного рас­положения предметов;

- писать цифры от 1 до 10;

- пользоваться математическими знаками +, -, =», <, >;

- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;

- соотносить количество предметов с соответствующей циф­рой;

-  различать количественный и порядковый счет в преде­лах десяти;

- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;

- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;

- знать геометрическую фигуру — трапецию;

- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры,  символические изображения предметов из геометричес­ких фигур;

-  выкладывать из счетных палочек геометрические фигу­ры, символические изображения предметов;

- располагать предметы в убывающем и возрастающем по­рядке по величине, ширине, высоте, толщине, исполь­зуя соответствующие определения;

-  делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

- называть последовательно дни недели, месяцы;

- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;

- определять положение предметов по отношению к дру­гому лицу;

- решать логические задачи на сравнение, классифика­цию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

- понимать задание и выполнять его самостоятельно;

- проводить самоконтроль и самооценку выполненной ра­боты;

- самостоятельно формулировать учебные задачи.

В результате обучения детей происходит воспитание  таких качеств , как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться  для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный  и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

(64 занятия)

 

№ занятия

 

Тема

 

 

Цели

1

«Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий»

Познакомить с термином «слово», с многообразием слов.

Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.

Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах.

Познакомить с простейшим моделированием – изображением слова в виде прямоугольника.

Развивать графические умения. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

2

Количество и счет. Число и цифра 1.

Величина. Большой, поменьше, маленький.

Ориентировка во времени. Знакомство с названием меся­ца — сентябрь.

Логическая задача.

 

Закреплять:

- знания о  числе и цифре 1;

- умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, маленький), употреблять эти понятия в речи;

- выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку.

Учить:

- писать цифру 1;

- понимать учебную задача и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить:

- с пословицами, в которых упоминается число один;

- названием первого осеннего месяца – сентябрь.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

3

«Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках»

Способствовать пониманию термина «слово» и его правильному употреблению. Продолжать знакомство с простейшим моделированием, изображая слово в виде прямоугольника. Знакомить с разнообразием слов. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

4

Количество и счет. Число и цифра 2, знаки +, —. 

Геометрические фигуры. Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.

Ориентировка в пространстве. Ориентировка на листе бумаги.

 

.Закреплять:

- знания о  числе и цифре 2;

- умение писать цифру 1;

- отгадывать математические загадки;

- записывать решение загадки цифрами и математическими знаками;

- ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур;

- Знакомить с пословицами, в которых упоминается число два;

- со знаками «+», «-»,учить писать эти знаки;

- соотносить форму предмета с геометрической фигурой.

Учить: писать цифру 2.

Формировать:

- умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-навыки самоконтроля и самооценки

5

«Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов 9 длинные и короткие), моделированием , рисование иголок ёжикам»

Знакомить с протяженностью слов (длинные и короткие). Продолжать знакомить с многообразием слов. Познакомить с тем что слова могут звучать похоже. Развивать умение отгадывать загадки. Развивать логическое мышление. Продолжать знакомство с простейшим моделированием, изображая слово в виде прямоугольника. Формировать представление о слоге как части слова, познакомить с делением слова на слоги с помощью модели слова. Развивать графические умения. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

6

Количество и счет. Числа и цифры 1, 2, 3. Соотнесение  количества предметов с цифрой.

Геометрические фигуры. Квадрат, выкладывание квадра­та из счетных палочек, работа в тетради в клетку

Логическая задача.

 

1.Закреплять:

- умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

- выкладывать квадрат из счетных палочек;

- рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку.

Учить:

- писать цифру 3;

-решать логическую задачу на установление закономерностей.

Знакомить:

- с тетрадью в клетку;

-с пословицами, в которых упоминается число 3.

Формировать:

- умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-навыки самоконтроля и самооценки

7

«Знакомство с многообразием слов и их звучанием звонко, громко, тихо; рисование солнышка»

Учить:

- отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр;

- писать цифру 4;

- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять умение писать цифры 2,3.

Продолжать знакомить с тетрадью в клетку.

Формировать навык самоконтроля и самооценки

8

Количество и счет. Числа и цифры 1, 2,3, 4. Соотнесение коли­чества предметов и цифр, величина, работа в тетради в клетку.

Геометрические фигуры. Круг.

Логическая задача.

.

 

Учить:

Считать предметы (в пределах 5); добавлять к меньшей группе недостающий предмет; устанавливать равенство между группами; обозначать словами положение предмета по отношению к себе

Закреплять: представление о частях суток

Формировать

навыки самоконтроля и самооценки.

9

«Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на ёлках»

Закреплять умение сравнивать слова по звучанию. Развивать слуховое восприятие, подбирая слова, которые звучат похоже. Побуждать делить слова на слоги. Развивать умение отгадывать загадки. Развивать графические умения. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

10

Количество и счет. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Знаки +, =, независимость числа от величины предметов, состав числа 5 из двух меньших.

Ориентировка во времени. Знакомство с названием меся­ца — октябрь.

Логическая задача.

 

 

- отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр;

- писать цифру 5;

- решать логическую задачу на установление несоответствия;.

Закреплять:

- умение писать цифры 1,2,3,4.

- понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов.

Знакомить:

- с составом числа 5 из двух меньших чисел;

- названием текущего месяца – октябрь;

- крылатыми выражениями, в которых упоминается число 5.

Формировать:

-умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-  навыки самоконтроля и самооценки.

11

«Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках»

Продолжать знакомить с протяженностью слов. Продолжать развивать умение делить слово на слоги.ю используя схему слова. Побуждать подбирать слово к схеме. Развивать внимание и зрительные функции детей посредством нахожения различий в двух похожих рисунках. Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

12

Количество и счет. Число и цифра 6. Знаки —, +, сложение  числа 6 из двух меньших.

 Величина. Длинный, короче, еще короче, самый короткий.  Логическая задача.

 

Учить:

- отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью знаков и цифр;

- писать цифру 6;

-порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько? , на котором по счету месте?

- решать логическую задачу на установление закономерностей.

Знакомить:

- цифрой 6;

- с составом числа 6 из двух меньших чисел.

Формировать:

-умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-  навыки самоконтроля и самооценки.

13

«Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках»

Продолжать знакомить с многообразием слов, знакомить с протяженностью слов.  Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу. Развивать внимание и зрительные функции детей посредством нахожения различий в двух похожих рисунках. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

14

Количество и счет. Числа и цифры 4, 5, 6. Знаки <, >, =, независимость числа от расположения предметов.

Геометрические фигуры. Квадрат,  треугольник.

 

Учить:

- отгадывать математические загадки;

- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

-выкладывать из счетных палочек треугольник, домик;

- рисовать треугольники в тетради в клетку;.

Закреплять умение писать цифры 3,4,5,6.

Знакомство со знаками < , > .

Формировать  навыки самоконтроля и самооценки.

15

«Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги. Рисование дорожек, слушание отрывка из стихотворения Я. Козловского».

Продолжать формировать представление о слоге как части слова через деление слова на слоги и подбор схемы к слову. Продолжать знакомить с протяженностью слов. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.

Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

16

Количество и счет. Числа и цифры 4, 5, 6. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предме­тов, загадки.

Логическая задача.

 

Продолжать учить:

- устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;

- понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

- решать логическую задачу на установление закономерностей;

- учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить с загадками, в которых присутствуют числа.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

17

«Звуки С_СЬ (песенка большого и маленького насоса ), знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на берёзе»

Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными. Побуждать различать и произносить изолированно звуки «С-СЬ» в игровых упражнениях. Развивать слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно выделять звуки «С-СЬ» в словах, во фразовой речи. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу. Побуждать делить слово на слоги. Развивать графические умения. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

18

Количество и счет. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -

Геометрические фигуры.  Дорисовывание геометрических фигур.

Ориентировка во времени.  Знакомство с названием меся­ца — ноябрь.

Логическая задача

 

Учить:

-решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;

-решать логическую задачу на основе зрительного воспринимаемой информации;

-писать цифру 0;

- дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить :

- со знаком « - »;

- с цифрой 0

19

«Звуки З-ЗЬ, знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, слушание чистоговорки, рисование ушей зайчикам»

Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными. Способствовать четкому произношению звуков. Продолжать знакомить с протяженностью слов. Развивать слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно выделять звуки «З-ЗЬ» в словах. Развивать умение отгадывать загадки. Развивать слуховое восприятие через выразительное чтение скороговорок с использованием логических пауз и ударений. Развивать графические умения. Способствовать пониманию учебной задачи и ее самостоятельному выполнению. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

20

Количество и счет.  Числа и цифры 0, 4, 5, 6. Решение задачи, установление равенства между двумя группами пред­метов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки -, <, >.

Ориентировка во времени и в  пространстве. Слева, спра­ва, впереди, сзади.

Логическая задача.

 

Продолжать учить:

-решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков;

- устанавливать соответствие между  количеством предметов и цифрой;

-сравнивать смежные цифры, устанавливать зависимость между ними;

- находить различие в двух похожих рисунках;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- пользоваться знаками

< , >.

Знакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число 0.

Закреплять:

-умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе;

-навыки самоконтроля и самооценки.

21

«Звуки С-СЬ, З-ЗЬ, твёрдые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках»

Продолжать развивать умение различать твердые и мягкие согласные звуки в словах, интонационно выделять эти звуки в фразовой речи. Развивать слуховое восприятие, побуждая детей называть первый звук в словах. Развивать наглядно-действенное мышление и умение использовать схему слова при делении слова на слоги. Вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

22

Количество и счет.  Число и цифра 7. Знаки «, +, матема­тическая загадка, порядковый счет.

Величина. Часть и целое.

Геометрические фигуры. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квад­рата на 2, 4 части.

 

 

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

- писать цифру 7;

- порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? На котором по счету месте?;

- Выкладывать из счетных палочек прямоугольник;

- рисовать прямоугольник в тетради в клетку;

- преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания;

- понимать, что часть меньшего целого, а целое больше части;

- решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить с цифрой 7.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

23

«Звук Ц, рисование огурцов, слушание отрывка из стихотворения Г. Сапгира»

Развивать слуховое восприятие, побуждая детей различать и произносить твердый согласный «Ц» в словах и фразовой речи. Вырабатывать умение слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы по тексту. Побуждать называть последнее слово в предложении,  подходящее по смыслу. Развивать связную речь. ее выразительность, произвольную память. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

24

Количество и счет. Числа и цифры 1,2,3,4, 5,6, 7. Состав числа 7 из двух меньших.

Ориентировка во времени. Дни недели.

 

Продолжать знакомить:

- с цифрой 7;

- составом числа 7 из двух меньших чисел;

- пословицами, в которых упоминается число 7;

- дни недели.

Закреплять умение писать цифры от 1 до 7.

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

25

«Звук Ш ( песенка ветра), рисование шариков. Слушание потешки»

Продолжать знакомить с термином «согласный звук», называь первый звук в словах. Вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу. Формировать избиразительность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов. Развивать графические навыки. Вырабатывать умение читать потешку, пользуясь логическими паузами, ударениями, передавать отношение к окружающему. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

26

Количество и счет.  Числа и цифры 1—8, знаки +, -.

Ориентировка во времени. Знакомство с названием меся­ца — декабрь.

Логическая задача.

 

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

- писать цифру 8;

- правильно использовать и писать знаки + или  - ;

- решать логическую задачу.

Знакомить :

- с цифрой 8;

- с названием месяца - декабрь.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

27

«Звук Ж ( песенка жука, моделирование, рисование желудей, слушание отрывка из стихотворения И. Солдатенко»

Продолжать развивать слух и речевой аппарат детей, побуждая произносить твердый согласный «Ж», изолированно и во фразовой речи, интонационно выделяя его в словах.  Закреплять умение делить слово на слоги, пользуясь моделью слов. Развивать умение отгадывать загадки. Формировать избиразительность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов. Равивать внимание. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

28

Количество и  счет. Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших.

Величина. Деление предмета на 4 части.

Логическая задача.

Упражнять различии порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счету месте?

Учить:

-Составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале;

- понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-Решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- делить предмет на 2,4 части.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

29

«Звуки Ш-Ж. моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений»

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные в словах. Продолжать знакомить с термином «звук». Продолжать знакомить с моделированием через соотношение схемы слова с предметом на основе моделирования. Продолжать развивать умение делить слова на слоги. Вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу. Развивать графические навыки. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

30

Количество и счет.  Решение примеров на сложение и вы­читание.

Геометрические фигуры. Овал.

Ориентировка в  пространстве. Положение предмета по от­ношению к себе и другому лицу.

Логическая задача.

 

Учить:

-решать примеры на сложение и вычитание;

- решать логическую задачу;

- определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу;

-рисовать овалы в тетради в клетку;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки

31

«Звук Щ , моделирование, рисование щёток, слушание отрывка из стихотворения с. Михалкова»

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные в словах. Побуждать определять первый звук в ловах. Развивать наглядно действенное мышление через использование модели слова при делении слова на слоги. Вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

32

Количество и счет.  Знаки <, >. Порядковый счет.

Геометрические фигуры. Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг.

Логическая задача.

.

.

Закреплять умение правильно пользоваться знаками < , > .

Учить:

- видеть геометрические  фигуры в символических изображениях;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- правильно отвечать на вопросы: сколько? Который? На каком по счету месте?

Упражнять в различении количественного и порядкового счета.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

33

«Звук Ч, моделирование, раскрашивание предметов, рисование предметов».

Продолжать знакомить с термином «звук» и называть первый звук в слове. Побуждать интонационно выделять согласный звук «Ч» в словах. Развивать умение отгадывать загадки. Продолжать знакомить с моделированием, побуждать делить слово на слоги, пользуясь схемой слова. Формировать избиразительность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов. Развивать графические навыки. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

34

Количество и счет. Числа и цифры 1—9.

Величина. Высокий, низкий.

Ориентировка во времени. Дни недели. Знакомство с на¬званием месяца — январь.

Логическая задача.

Учить:

-отгадывать математическую загадку;

-писать цифру 9;

- записывать дни недели условными обозначениями (один кружок – понедельник, два – вторник и т.д.);

- решение с помощью цифр и математических знаков;

- решать математическую задачу на установление закономерностей;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит:

- с цифрой 9;

-название месяца – январь;

- названиями дней недели.

Закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «пониже», «еще ниже», «самая низкая», «низкая», «повыше», «еще выше».

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

35

«Звуки Ч-Щ, слушание потешки, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках».

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные в словах. Продолжать развивать умение делить слова на слоги. Развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание выразительного чтения потешки с использованием логических пауз и эмоциональной окраски. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

36

Количество  и счет. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел.

Величина. Часть и целое. Геометрические фигуры. Квадрат.

Логическая задача.

Учить:

- порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? Какой по счету? На котором по счету месте?;

- соотносить количество предметов с цифрой;

- сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними;

- складывать квадрат на 2,4,8 треугольников, разрезать по линии сгиба;

-понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-решать логические задачи на основе зрительного воспринимаемой информации.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

37

«Звуки Р-РЬ, закрашивание предметов, слушание стихотворения О. Высотской»

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «Р-РЬ». Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные в словах. Называть первый звук в словах. Вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу. Развивать умение отгадывать загадки. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

38

Количество и счет. Число 10.

Геометрические фигуры.  Выкладывание из счетных пало¬чек трапеции, лодки, работа в тетради в клетку.

Логическая задача. Различия в двух похожих рисунках.

Учить:

-отгадывать математическую загадку;

-писать цифру 10;

- выкладывать из счетных палочек трапецию;

- рисовать трапецию в тетради в клетку;

- находить различия в двух похожих рисунках;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит:

- с цифрой 10;

-геометрической фигурой - трапецией.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

39

«Звуки Л-ЛЬ, рисование неваляшки, моделирование, слушание отрывка из стихотворения А. Плещеева»

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные в словах. Побуждать называть первый звук в словах. Побуждать делить слово на слоги. Развивать графические навыки. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

40

Количество и счет. Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших.

Геометрические фигуры. Круг, трапеция, треугольник, квадрат.

Логическая задача.

 

Закреплять:

- умение писать цифры от 1 до 10;

-знания геометрических фигур: трапеции, круге, квадрате, треугольнике.

Учить:

-понимать отношения между числами;

-составлять число 10 из двух меньших чисел;

- решать логическую задачу на установление закономерностей;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

41

«Звуки М-МЬ, слушание потешки, рисование домика, раскрашивание предметов»

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками. Способствовать интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Побуждать называть первый звук в словах. Продолжать знакомить с протяженностью слов. Развивать графические навыки. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

42

Количество и счет. Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +, -.

Геометрические фигуры. Работа в тетради в клетку.

Ориентировка во времени.  Знакомство с названием месяца — февраль.

Учить:

-решать задачи, записывать решение;

- отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру;

- пользоваться знаками + , -  ;

- рисовать в тетради в клетку кораблик;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит с название месяца - февраль.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

43

«Звуки Б-БЬ, моделирование, слушание отрывка из стихотворения Г. Сапгира, рисование бус»

Побуждать интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки «Б-БЬ» изолированно в словах, во фразовой речи. Продолжать закреплять  умение делить слова на слоги. Продолжать развивать умение внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Развивать графические навыки. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

44

Количество и счет. Решение задач на сложение и вычита¬ние, порядковый счет.

Геометрические фигуры. Работа  со счетными палочками. Логическая задача.

Учить:

-отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись;

-решать логическую задачу на анализ и синтез;

- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елку, лодку);

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету месте?

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

45

«Звуки К-КЬ. Закрашивание овощей, слушание отрывка из стихотворения Д. Хармса»

Познакомить с твердыми и мягкими звуками «К-КЬ». Побуждать интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки в словах. Побуждать называть первый звук в словах. Вырабатывать умение воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу. Развивать графические навыки. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

46

Количество и счет. Решение примеров на сложение и вы¬читание, составление числа из двух меньших.

Ориентировка в пространстве.  Работа в тетради в клетку. Геометрические фигуры. Круг, прямоугольник.

Учить:

-решать примеры на сложение и вычитание;

- Составление числа 7,8,9,10 из двух меньших чисел;

- различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад»; учить двигаться в указанных направлениях

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Способствовать развитию графических навыков – рисование машины.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

47

«Звук Г, нахождение различий в двух похожих рисунках, слушание потешки»

Побуждать изолированно называть твердый согласный звук «Г». Побуждать называть первый звук в словах. Побуждать развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание выразительного чтения потешки. Развивать умение отгадывать загадки. Развивать активную речь, побуждая отвечать на вопросы строчками из потешки. Развивать графические навыки. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

48

Количество и счет.  Установление соответствия между циф¬рой и количеством предметов, знаки <, >.

Ориентировка во времени. Дни недели.

Геометрические фигуры.  Круг, треугольник, прямоуголь¬ник, трапеция.

Логическая задача.

Учить:

-устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;

-пользоваться знаками < , >;

- решать логическую загадку на установление закономерностей.

Закреплять знания о днях неделях.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

49

«Звуки Г-К, закрашивание предметов, моделирование, слушание потешки»

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные в словах. Побуждать называть первый звук в словах. Развивать графические навыки. Побуждать развивать художественное восприятие стихотворного текста через прослушивание выразительного чтения потешки. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

50

Количество и  счет. Решение задач на сложение и вычитание.

Ориентировка во времени. Знакомство с названием меся¬ца — март.

Геометрические фигуры. Четырехугольники, шестиугольник.

Логическая задача.

Учить:

-составлять задачи на сложение и вычитание;

- решать логическую задачу на сходство и различие;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-записывать и читать запись.

Знакомит:  с название месяца – март.

Закреплять:

-знания о зимних месяцах (декабрь, январь, февраль);

- навыки самоконтроля и самооценки.

51

«Звуки Д-ДЬ, раскрашивание предметов. Рисование кругов, слушание потешки»

Способствовать развитию фонематического

20 ноября 2018 в 03:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.