Публиченко Наталья Викторовна, воспитатель Частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 244 ОАО "РЖД"
Программа дополнительного образования «Умные пальчики»Пояснительная записка Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности. В раннем возрасте значимым и актуальным видом деятельности является рисование. Рисование – очень интересный и полезный вид деятельности в ходе которого, разнообразными способами с использованием разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, эстетические эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка не только пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, мышления, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, но и развивает мелкую моторику рук, что очень важно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Как правило, ребёнок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, быстрее формируются навыки письма.
Актуальность программы В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Одна из задач художественно – эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка. Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей. Задачи: Образовательные: - Научить детей четко произносить слова потешек, стихотворений, сочетая их с движениями - Знакомить детей с названием пальчиков - учить рисовать нетрадиционной техникой рисования (пальцем и кистью руки) Развивающие: - Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук. - Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. - Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. - Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук - Развивать память, звуковую культуру речи. Воспитательные: - воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами. - воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков. - Воспитывать в детях усидчивость. - Воспитывать внимательность к выполнению заданий. Методы, используемые на занятиях кружка: - беседа, рассказ, сказка; - рассматривание иллюстраций; - показ образца выполнения последовательности работы.
Формы работы: -пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; - игра через нетрадиционную технику рисования.
Организация работы кружка: Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 2 года.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Проводится кружок два раза в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).
Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.
Материалы и оборудование: - гуашь - акварельные краски - салфетки - стаканчики с водой - тарелочки для гуаши - тонированная или белая бумага - иллюстрации по темам занятий
Ожидаемые результаты: Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети должны знать: - названия пальцев рук, их очередность - народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту
должны уметь: - управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности - согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек - выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе. - у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
Учебно-тематический план
Список литературы 1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18 2. Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству - Мозаика – Синтез М., 2009. 3. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2007. 4. Дьяченко И. И., Жукова О. Г. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски». 5. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50. 6. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010. 7. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3-4 лет. - М. ,2009. 8. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет. - М. ,2009. 9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество - Мозаика – Синтез М., 2008. 10. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников. 11. Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. 12. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет, - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007г. 13. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: Сфера, 2011.
7 февраля 2021 в 06:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.